Особенности вальдорфского дошкольного воспитания

Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленную на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование его продуктивной деятельности и приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. В центре внимания – малыш со своими желаниями, способностями и судьбой в этом мире. Интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, ориентации на оценку взрослого и свое самоутверждение способствует тому, чтобы дети были внимательны к сверстникам, а особенно младшим по возрасту, помогали и поддерживали их, радовались достижениям друг друга. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах отличаются духом доброжелательности и солидарности, умением слышать и понимать другого, отсутствием конфликтности и агрес-сивности. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность.

Дошкольное детство – это уникальный период жизни, перед которым стоят свои особые цели и задачи. К этому возрасту нельзя подходить с мерками и оценками, почерпнутыми из других, более поздних периодов. Чрезвычайно важно с наибольшей полнотой дать раскрыться формам, способам жизнедеятельности детей, которые характерны именно для данного периода. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет методы воздействия на детей, которые стремятся искусственно ускорить их развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению. Зачастую не только авторы этих программ, но и родители полагают, что их применение способствует формированию успешности ребенка. Вальдорфская педагогика не поощряет таких вмешательств. Однако, это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, именно в период раннего детства ребенок учится наиболее интенсивно и осваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений, только делает это он по другому, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику.

Вальдорфская педагогика выделяет несколько основных положений, по которым осуществляется воспитательный процесс в детском саду:

  • соответствие методов воспитания возрастным особенностям ребенка;
  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие форм игровой деятельности;
  • разновозрастной состав группы;
  • организованный определенным образом ритм жизни группы;
  • особая эстетика игрового материала;
  • занятия различными видами искусств;
  • разнообразная совместная деятельность детей и взрослых – уборка помещения, приготовление пищи, работа в саду, рукоделие.