СВОБОДНАЯ ИГРА

В вальдорфском детском саду свободная игра является
важнейшим, необходимым элементом в ритме дня. Детям
предоставляется ежедневная возможность по своему желанию
играть в течение одного – полутора часов. Роль воспитателя
заключается в создании благоприятных условий для деятельной
и творческой игры детей и поддержания положительной
социальной атмосферы в группе.

Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается в игру группы. Такой игре в вальдорфской детском саду уделяется большое внимание. Свободная игра дает детям возможность на уровне своего понимания активно выразить то, что они увидели и пережили. «Материалом» для свободной игры детей выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в частности – воспитателей. Подчас вся свободная детская игра есть только подражание жизни окружающих малыша взрослых. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные спо-собности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Типичные детские игры – «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Постройка дома», «Поездка на поезде».

Подражание в игре взрослой работе (приготовлению пищи, ухаживанию за ребенком, лечению врачом больного, продаже товаров в магазине, и др.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее понадобятся им в их взрослой жизни. 

Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает многообразные эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста. Свободная игра – это органичный способ овладения разнообраз-ными умениями и навыками.

Что может делать воспитатель, пока дети играют? Опыт подтверждает, что детская свободная игра лучше всего протекает на фоне какой-либо творческой деятельности взрослых. От нее ребенок получает творческие импульсы и для своей игры, равно как и новые примеры для подражания. Принципиально важно то настроение, с каким воспи-татель шьет, ремонтирует старые или шьет новые игрушки, или занимается какой-либо другой творческой деятельностью. Настроение должно быть светлым, вдохновенным. Яркая, выполняемая с особым вкусом работа, как правило, привлекает к себе детей. 

Ребенок может свободно оставить свою игру, чтобы присоединиться к воспитателю и его деятельности, а затем вновь вернуться к ней.