ИНТЕРЬЕР ГРУППЫ И ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для создания благоприятной среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значение придается художественному оформлению и правильной организации пространства. Малыши еще только учатся различать полезное и вредное, поэтому обстановка в группе, включая мебель, предметы, игрушки, должна быть безопасной, нести в себе атмосферу тепла и заботы о ребенке, о его физическом здоровье и душевном равновесии. В цветовом оформлении интерьера преобладает теплая, «сол-нечная» гамма – красно-розовые и желто-оранжевые цвета. Углы в комнате по воз-можности убираются, например, с помощью драпировки или мебели. Материалы, с ко-торыми соприкасаются дети во время игры – натуральные и теплые (деревянный пол, ковер, обшитая деревом часть стены). 

Бо'льшая часть мебели и предметов быта в вальдорфском детском саду много-функциональны и используются детьми в свободной игре. Это, прежде всего, столы, скамейки и стулья, нужные детям для больших построек. Для масштабного строительства детям также нужны деревянные стойки, ширмы, хорошо обструганные доски разных размеров, большие лоскуты ткани, покрывала, шнуры, мешочки с песком. Стойки и ширмы могут быть разного размера, но непременно легкие и переносные. Во время игры дети часто наряжаются, для чего необходимо иметь платки разного размера, головные повязки, пояса, плетеные шнуры. В каждой вальдорфской группе есть место, где находятся игрушки из природных материалов – чурбачки, поленья, продольные срезы стволов деревьев (обычно березы), просто спилы веток и стволов различной длины и толщины и другой подобный «строительный материал». Здесь же, на деревянных полках, стоят корзинки со «всякой всячиной», также подходящей для игры – желуди, каштаны, корни, куски коры, камни, ракушки, шишки, плоды, раскра-шенная в различные цвета ткань, нитки, клубки пряденой и простой не пряденой шерсти.

Важно, чтобы игрушки находились на определенных местах, а само их расположение побуждало бы ребенка к творческой игре. Как обустроить каждую из частей комнаты, решает воспитатель, учитывая архитектурные особенности помещения,  количество детей в группе и их возраст. 

Традиционно в группе отводится постоянное место для небольшой кухни и стола времен года (природного уголка). В кухне обязательно должна быть раковина и электрическая печь и плита приготовления простых блюд. Для трапезы используются самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол. Красивая и правильная сервировка стола обязательна, и не только в праздники. 

На столе времен года формируется композиция из предметов, соответствующих особенностям данного времени года и конкретной эпохи. Это могут быть камни, мине-ралы, растения (например, снопик засушенных колосков или каких-либо других зла-ковых), фрукты, овощи, открытки, картины, игрушки и т.д. Сменяется период (эпоха) – на столе времен года формируется новая композиция. Это очень помогает детям наблюдать за происходящим в природе и за деятельностью человека в этот отрезок времени. Составление таких композиций – один из способов формирования у малышей целостной, взаимосвязанной картины мира. Природным уголком может быть небольшой столик, полка или даже часть стены. 

Большое значение в группе имеет просто обставленный торговый уголок. Достаточное количество хорошо очищенных плодовых косточек, желуди, каштаны – это товары. Деревянные лопатки, ложки, маленькие корзинки и чашки используются для расфасовки товаров. Здесь дети учатся тому, как следует брать и давать, просить о чем-то и бла-годарить, то есть через игровую форму приобретают опыт социальных отношений.


В вальдорфской педагогике не приняты игрушки правильной геометрической формы или полностью сформированным образом. Часто игрушки имеют только «намеки» на ос-новные признаки характера, чтобы детская фантазия могла «основательно потру-диться». Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не на-вязывается внешний облик куклы. Он «дорисовывает» облик куклы собственной фан-тазией. По исполнению бывают узелковые, вязаные, скалочные, валяные из шерсти, сшитые куклы, куклы из дерева, соломы, лыка. 

В группе есть также игрушки, сформированные более откровенно – вырезанные из дерева овечки, козы, коровы, лошади, поросята, а также традиционная  хохломская и богородская игрушка.

Особую теплоту излучают игрушки, сделанные своими руками – сшитые или выре-занные родителями под руководством воспитателей на совместных родительских вечерах, или изготовленные учениками вальдорфской школы – нередко братьями и сестрами малышей.