РИТМ ЖИЗНИ ДЕТСКОЙ ГРУППЫ

Человеческий организм
предрасположен к формированию ритма,
ритм является носителем здоровья.

Рудольф Штайнер

 

В переводе с греческого «ритм» означает – соразмерность, стройность. Ничто в мире невозможно без ритма, ритм является всеобщим законом бытия. Ритм обнаруживает себя в множественности и разнообразии и в живой и неживой природе. Человек составляет с окружающим миром единый организм, на нем скрещивается все разно-образие ритмов – природных, социальных, культурных, и он не может обустраивать свою жизнь вне зависимости от них. Более того, попытки игнорирования приводят к отрицательным последствиям для человека, вплоть до заболеваний. Все челове-ческие органы работают в собственном строгом ритме, основанном на повторяемости и цикличности и стройно вписываются в единую структуру – организм. Природа – тоже целостный организм, и человеку необходимо внимательно изучать ее ритмы и умело в них включаться. В самом широком понимании ритм – временна'я структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.д. А чередование напряжений (вдох) и расслаблений (выдох) придает ритмическим структурам характер перио-дичности.

Вальдорфская педагогика считает организацию жизнедеятельности, основанную на ритме, важнейшим фактором, влияющими на формирование душевного благополучия ребенка. Так как ритмические процессы отличаются наличием смещений, каче-ственных интонаций, ударений – то есть особенностями, характерными именно для живых систем, в вальдорфской педагогике не употребляют такие слова как «режим, или «программа», характеризующие жесткие структуры, а заменяют их понятиями ритма дня, недели, года, тем самым подчеркивая их гибкость и одушевленность.

 

Ритм дня
Ритм недели
Ритм года