РИТМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Непременным условием при определении ритма дня является целесообразное со-четание видов деятельности, требующих от ребенка как концентрации, так и рассла-бления. Употребляя образное сравнение, можно представить ритм дня как живое чередование вдоха и выдоха. Занятия в группе под руководством взрослого, позво-ляющие вбирать, впитывать новые знания и опыт, ассоциируются с «вдохом», само-стоятельная активность ребенка, стимулирующая проявление себя и способствующая самовыражению – более напоминает «выдох». В ритме дня спокойные занятия сме-няются подвижными, групповые виды деятельности – индивидуальными. Особого внимания воспитателя требуют переходные моменты в ритме, соединяющие собой разные по характеру и содержанию части дня.

 ВДОХ – ВЫДОХ

 

8:00 – 8:30 ПРИХОД ДЕТЕЙ
8:00 – 9:45 ВЫДОХ   СВОБОДНАЯ ИГРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РИТМУ НЕДЕЛИ (глажка белья, рукоделие, живопись, выпечка, стирка, уборка)
9:45 – 9:55 УБОРКА ИГРУШЕК
9:55 – 10:10 ВДОХ   УТРЕННИЙ КРУГ, УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
10:10 – 10:15 УМЫВАНИЕ, ПРИЧЕСЫВАНИЕ
10:15 – 10:25 ВТОРОЙ ЗАВТРАК
10:25 – 10:35 РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ЭПОХАМ ГОДА
10:35 – 10:40 ТУАЛЕТ
10:40 – 10:50 ОДЕВАНИЕ НА ПРОГУЛКУ
10:50 – 12:00 ВЫДОХ  ПРОГУЛКА
12:00 – 12:10 РАЗДЕВАНИЕ
12:10 – 12:15 УМЫВАНИЕ
12:15 – 12:30 ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ОЖИДАНИЯ
12:30 – 12:40 ВДОХ   СКАЗКА (в течении недели рассказывается одна и та же сказка)
12:40 – 12:55 ОБЕД
12:55 – 13:00 РАЗДЕВАНИЕ, ТУАЛЕТ
13:00 – 15:15 ВЫДОХ   ЗАСЫПАНИЕ, СОН
15:15 – 15:30 ПРОБУЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ
15:30 – 15:40 ОДЕВАНИЕ, РАСЧЕСЫВАНИЕ
15:40 – 15:55 СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ, ПРОСМОТР КНИЖЕК, НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
15:55 – 16:10 ВДОХ   ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В КРУГУ, ИГРЫ-ОЖИДАНИЯ, ПРОЩАНИЕ
16:10 – 16:15 УМЫВАНИЕ
16:15 – 16:30 ПОЛДНИК
16:30 – 17:10 ВЫДОХ   СВОБОДНАЯ ИГРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РИТМУ НЕДЕЛИ (лепка, рукоделие, ремесло, подготовка к праздникам)
17:10 – 17:20 УБОРКА
17:20 – 17:25 ТУАЛЕТ
17:25 – 17:30 ОДЕВАНИЕ НА ПРОГУЛКУ
17:30 – 18:00 ПРОГУЛКА, УХОД ДОМОЙ

 

Начало дня жестко не зафиксировано. Родители приводят детей в сад от 8:00 до 8:30. Каждого ребенка воспитательница приветствует, здороваясь с ним персонально. Как правило, к приходу детей воспитательница уже занимается какой-нибудь работой, в зависимости от недельного ритма – в понедельник гладит белье, во вторник занимается живописью, в среду рукодельничает или мастерит украшения для предстоящего праз-дника и т.д. Дети свободны в выборе – они могут присоединиться к воспитательнице в ее деятельности или начать самостоятельную игру. 

Детей младшего возраста еще не так интересует результата игры, ему важно само действие,движение и его ритмичное повторение. Для детей старшего возраста важно, чтобы игра по окончании игрового времени не просто обрывалась, а имела свое логическое завершение.Воспитатели внимательно относятся к тому, чтобы выход из игры был завершенным. Например, если дети играли в театр, то спектакль должен окончиться, и все – актеры, зрители – разойтись по домам. Если же дети очень увле-чены действием, то закончить его может «антракт». В этом случае сцену сохраняют до следующего дня.

После свободной игры на несколько минут дети успокаиваются и затем концен-трируются на общей песне или ритмической игре. Это так называемый «утренний круг». Как правило, песня или игра-стихотворение сопровождаются движениями детей, изо-бражающими их содержание. Сценические роли вариативны и разнообразны: от гномов и великанов до восходящего солнца или деревьев, раскачивающихся на ветру.

Очень важной частью жизни группы является прием пищи, который в вальдорфской пе-дагогике принято называть трапезой. Дети вместе с воспитательницей сервируют стол, готовят угощение – нарезанные кусочки фруктов или овощей. Все происходит просто и воспроизводит атмосферу теплого дома.

После завтрака, перед прогулкой, начинается пальчиковая или ритмическая игра. Такая игра всегда связана с текущим временем года и помогает детям настроиться на прогулку. Основным содержанием прогулки на свежем воздухе является свободная или подвижная игра. Кроме того, возможны и другие виды активности – работа на участке (уход за насаждениями), прогулка по близлежащей местности. Каждое время года предлагает свои возможности. 

После прогулки – снова игра, но уже игра-ожидание. Такая игра помогает малышам успокоиться после активной прогулки и настроиться на сказку, которую будет рас-сказывать воспитатель. В вальдорфской педагогике принято именно рассказывание ска-зок а не чтение. Сказка, как правило одна и та же, рассказывается в течение нескольких дней. Сказки или истории подбираются по возможности в соответствии с временем года или праздником. Так, в осенний период, когда день становится все короче, а ночь длин-нее, на передний план выходят мотивы борьбы света и тьмы, на Пасху – мотивы смерти и воскресения, отражающиеся в народных сказках, таких, например, как Царевна-ля-гушка. 

Далее следуют обед, дневной сон, свободное рисование, рукоделие, различные виды игр, уборка... Всему есть свое место в жизни группы детского сада в течение одного дня. При этом многообразии видов деятельности главным остается принцип ритми-ческого членения, позволяющий чередовать занятия, не допуская состояния переу-томления, с сохранением естественности процесса воспитания и обучения.