РИТМ ГОДА В ДЕТСКОМ САДУ

Основу годичного ритма вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, виды деятельности, являющиеся специфичными для определенного времени года, главные христианские праздники и праздники, которые культурно-исторически сложились на данной территории. В течение года один период, длительностью три-четыре недели, который в вальдорфской педагогике принято называть эпохой, сменяет другой аналогично тому, как природа меняет свой облик. Отталкиваясь от эпохи, подбираются игры в группе, сказки, занятия, рукоделие. Элементы традиционной на-родной культуры также органично вплетаются в образ конкретной эпохи.

ЭПОХА УРОЖАЯ / Первые две-три недели сентября

Целью эпохи урожая является воспитание у детей чувства благодарности. Сентябрь, наполненный цветом золотой осени, дарит ощущение полновесности жизни, теплоты, уюта. В оформлении группы преобладают оранжево-желтые оттенки, яркие осенние цвета. Столы украшают подсолнухами, колосьями пшеницы, корзинками с овощами. Та-ким образом дети знакомятся с богатством природы, продуктами земледелия. 

Особое внимание уделяется хлебу. Малыши обмолачивают зерна, освобожая их от ше-лухи, размалывают зерна в муку в ручной мельнице, которая есть в каждом валь-дорфском детском саду, а затем из полученной муки пекут хлеб или печенье в электри-ческой печке, которая также обязательно есть в каждом вальдорфском детском саду. Не обойтись и без  «заготовок на зиму» – малыши сушат яблоки, плоды рябины, семена подсолнечника и т.д. Нельзя также забывать о сборе желудей, шишек, каштанов – они пригодятся для игр.

Пальчиковые, жестовые и ритмические игры, а также сказки подбираются соответ-ственно тематике урожая. Например, хорошо подойдут такие сказки как «Колосок», «Круть и Верть», «Петушок и бобовое зернышко» и т.д.

Завершает эпоху праздник урожая: в этот день с утра дети режут принесенные из дома овощи, готовят рагу в глиняных горшочках. Вечером каждый забирает свой горшочек домой, чтобы вместе с родителями попробовать дары природы.

ЭПОХА МИХАИЛА / Конец сентября – начало октября

Эпоха посвящена архангелу Михаилу, небесному воину, побеждающему зло. Целью эпохи является осознание детьми ценности высоких душевных качеств: доброты, сме-лости, щедрости, мужества, терпения и благородства. Главные образы эпохи – это нежная, кроткая принцесса и смелый рыцарь, побеждающий зло. Эту эпоху иллю-стрируют сказки с образом героя, борющегося со злом и побеждающим его. Пре-красными примерами самоотверженных героических поступков являются сказки про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Никиту Кожемяку.

Переживание осенней природы, увядания ярких красок сопутствует празднику Михаила. Жизнь природы замирает, но это угасание красиво.

Рукоделие эпохи связано с использованием осенних листьев: дети делают из них кол-лажи, гирлянды и украшают ими группу. Будущие «рыцари и принцессы» мастерят для себя короны из опавших листьев. Так в саду царит торжественное праздничное на-строение.

В завершении эпохи – праздник святого Михаила. Дети посвящаются в рыцари и прин-цессы. Этот праздник проходит в группе. Дети в торжественной обстановке проходят «обряд посвящения», во время которого их ждут небольшие испытания, а в конце каж-дый получает нарядный плащ и «золотую» корону. После посвящения все пригла-шаются к праздничному столу, и обычный обед превращается в «рыцарский пир».

ЭПОХА ФОНАРИКОВ / Ноябрь

Это самое темное время года, когда дни становятся все короче и короче, а снег еще не выпал. В это же время оживают «обитатели подземного царства» – гномы, принося с собой свет из темных недр земли. Чем темнее становится внешний мир, тем ярче сияет фонарик каждого человека – его душа.

Целью эпохи является развитие в детях чувства сострадания, сопереживания, заботы. Дети учатся получать радость от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми. За рукоделием дети шьют гномов, мешочки для камушков. В конце эпохи, перед праздником, изготавливаются фонарики.

Лучше всего настроение эпохи передает сказка «Звездные талеры». Но больше всего дети любят сказки про гномов, такие как «Девочка и фонарик», «Бедный сапожник», «Гномик и звезда», «Розочка и Беляночка».

Праздник Фонариков завершает эпоху. Он проводится в темное время суток. Дети вы-ходят на улицу с зажженными фонариками в руках, чтобы поискать в самых темных уголках дары. Каждый получает свое печенье, которое пекли с утра, и делится со своим другом. Завершается праздник веселыми песнями, играми.

ЭПОХА ОЖИДАНИЯ РОЖДЕСТВА / Декабрь

Дни около зимнего солнцестояния имели большое значение во многих древних куль-турах мира. В это время праздновали победу света над тьмой в древнеегипетской, кельтской, романской и иранской культурах. Но особое значение эти дни приобрели тогда, когда родился Иисус Христос в Вифлеемской пещере, и началось новое лето-исчисление – наша эра. 

Задачей эпохи Рождества является развитие у детей внимания к окружающему миру, терпения в ожидании чуда, стремления к добрым делам. Дети изготавливают подарки для родителей и друзей. Ведь в основе обычая делать подарки лежит любовь, со-путствующая каждому дарению. Подарок становится подлинным лишь тогда, когда он приносит радость, тепло и любовь. Эпоха Рождества дает нам замечательную возмож-ность научить детей мастерить маленькие подарки и ощутить радость дарения.

Рукоделие этой эпохи – это подготовка к празднику. Это изготовление рождественского венка, витражей, восковых свечей, елочных игрушек из соленого теста, которые украсят рождественское дерево. 

На улице дети делают ледяную горку.

Для данной эпохи подходят истории о рождестве: «Сказание о Христе», «История ма-ленькой елочки». 

Родители принимают активное участие в подготовке к празднику – они подготавливают спектакль, делают рождественские подарки, разучивают рождественские и новогодние песни, вместе с детьми украшают елку самодельными игрушками, свечами, печеньем. 

Эпоха заканчивается празднованием Рождества. Праздник проходит в тихой и тор-жественной обстановке. Родители показывают для детей спектакль-сказку, а дети для родителей показывают рождественскую историю. Все вместе водят хоровод вокруг елочки, поют Рождественские песни. Под елочкой дети находят подарки и дарят родителям свои подарки. Заканчивается праздник дружным чаепитием с домашними угощениями.

ЭПОХА ТРЕХ ЦАРЕЙ / Середина января

В основе этой эпохи лежит история о трех царях, пришедших поклониться Младенцу Иисусу Христу и принести Ему дары. Согласно истории из Евангелия, на небе зажглась звезда и указала им путь к яслям.  Поэтому символом этого времени является Звезда. Цари (волхвы), не сомневаясь, отправились в дальний путь за Звездой, указывавшей им путь.

Цель эпохи – воспитание благоговения и благодарности, самостоятельности, целеустремленности.

Настроение эпохи передают «Крещенская история про елочку», «Матушка» и т. д.

Рукоделие эпохи требует концентрации, усидчивости, осознанности. Это может быть из-готовление звезд из бумаги или соломы, ткачество, работа с бисером.

Завершают эпоху предкрещенское гадание и зажигание 12 свечей на крещение.

ЭПОХА БАТЮШКА МОРОЗ / Конец января начало февраля

Это время особой сосредоточенности на зимних забавах. На улице строятся снежный городок, ледяная горка, крепости, снеговики. Ледянки, лыжи и санки – вот «экипировка» малышей, когда они выходят на улицу.

Основой для рукоделия в эту эпоху является работа с шерстью – мокрое валяние, изго-товление  «шерстяных» картин. Дети также продолжают работу по ткачеству.

Зимние сказки: «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «Мороз Иванович» и т.д. явля-ются традиционными для этой эпохи и прекрасно отражают ее настроение.

По окончании эпохи воспитатель показывает кукольную сказку «Морозко».

ЭПОХА «ПРОВОДЫ ЗИМЫ» / С середины марта до масленицы

Это веселое время, когда дети провожают зиму и приглашают весну. Дети знакомятся с народными традициями, фольклором. Это дает им возможность почувствовать свои корни, свою приобщенность к окружающему миру через всеобщее переживание радости и веселья.

Детский участок очищается от снега, дети мастерят кормушки для птиц. В группе изго-тавливаются куклы-масленички из лыка или соломы. Перед праздником, в масленичную неделю, каждый ребенок приносит из дома блины, которые он готовил вместе с ро-дителями. Так в течение недели каждый угощает других своими блинами.

Сказки, предающие настроение перехода от зимы к весне: «Снегурочка, «Волк и лиса», «По щучьему веленью», «Крылатый, Мохнатый да Масляный».

Масленицей заканчивается это веселое время. Праздник проходит совместно с ро-дителями. В этот день идет борьба Весны с Зимою, сопровождающаяся народными играми, перетягиванием каната, катанием с горы. Заканчивается праздник сжиганием чучела – Масленицы, а также совместным чаепитием с блинами.

ЭПОХА ПАСХИ / После Масленицы до Пасхи

Пасхальное время – это подготовка и ожидание Пасхи. Начало Пасхального времени определяется событиями на небосводе. До самого праздника должен пройти день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Затем мы ждем полно-луния. Первое воскресенье после этого и есть праздник Пасхи. 

Целью этого времени можно назвать формирование у детей представления о весеннем возрождении, обновлении природы. Один из «способов, через который для детей приоткрывается тайна пробуждение жизни – наблюдение за тем, как прорастает зерно, посаженное ими же самими в землю.

Для того, чтобы земля быстрее пробуждалась, снег надо убрать с дорожек, равномерно распределить его по грядкам и клумбам. Подготовка к высаживанию семян начинается с работы с глиной. Сначала дети лепят из глины чашечки, которые затем обжигаются в специальной печке (печка для обжига также непременно есть в каждом вальдорфском детском саду). Заранее заготовленную землю насыпают в глиняные горшочки, затем сажают семена пшеницы. В те дни, когда прорастают зернышки, можно раскрашивать пасхальные яйца и выпекать куличи. Старшие дети шьют курочек или зайцев, которых са-жают в корзинки с яичками.

Сказки пасхального времени: «Курочка-пеструшечка», «Беляночка и Розочка» братьев Гримм, «Белая уточка», «Король-лягушонок», «Рапунцель». Все сказки и легенды, в которых присутствует мотив превращения, освобождения, очень хорошо подходят для этого времени.

Пасха – это домашний праздник. Каждая семья самостоятельно решает, как и где его отмечать. В детском саду дети готовят пасхальные корзинки, в которых они уносят домой пророщенные зерна, пасхальные яйца, куличи. В старших группах прибавляются пасхальные изделия, сделанные своими руками.

ЭПОХА МАЯ / Май

Это светлое, радостное время, когда просыпается земля, появляются первые ростки, солнышко начинает пригревать. В это время дети больше времени проводят на улице; день, чаще всего, начинается с прогулки.

Дети совместно с воспитателем готовят землю к посадке, высаживают семена, с нетерпение мждут всходов. Дневная игра-хоровод помогает детям лучше проникнуться настроением труда на земле.

Сказки майского времени – это «Ослик» братьев Гримм, «У кого гнездо лучше», «Зайчик и зайчиха», «Беляночка и Розочка».

Месяц май – это также время, когда старшие дети готовятся к выпускному празднику. Задачу этого времени можно обозначить как переживание детьми взросления, ведь впереди – школа. Дети готовятся к первому классу: занимаются ткачеством сумочек, изготавливают пеналы путем мокрого валяния, шьют свои первые тетради – записные книжки. На это уходит много сил и времени. Такая деятельность способствует развитию концентрации, воспитывает терпение.

Выпускной в детском саду всегда проходит совместно с родителями, так как в ответственный период перехода ребенка в школу поддержка родителей неоценима.

ЭПОХА ИЮНЯ / Июнь

Цель эпохи – проживание детьми периода расцвета природы. Большую часть времени дети проводят на улице, высаживают выращенную ими же в мае рассаду в цветники, активно ухаживают за растениями.

Игры со скакалкой, мячом, «классики» – наиболее популярны в это время. В жаркие дни на зеленой поляне расстилаются покрывала, на которых дети могут заниматься рукоделием, загорать, или просто отдыхать. Кроме того, в июне дети готовятся к предстоящим каникулам и заканчивают свои поделки, рукоделие, стараясь завершить все до летнего праздника. 

Летний праздник, завершающий не только эпоху, но и весь год, проводится на природе. Дети с родителями и воспитателями выезжают за город. Родители ставят спектакль-сказку для детей, затем все – родители, дети, воспитатели – дружно играют в игры, после которых устраивается пикник.

Сказки летнего времени – «Верный Иоганнес» братьев Гримм, «Царевна лягушка».