ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 4 КЛАСС

 

Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет краси-вые, но ничего не говорящие слова.

Леонардо да Винчи

 

В возрасте 9-10 лет у детей повышается интерес к окружающему миру. В учебный план вводится биология, зоология и география, соответственно расширяется диапазон тем для живописи и рисования. Взгляд переводится на внешний мир. На этом этапе мир животных особенно близок ребенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Животные в различных проявлениях. Их форма, окраска и пища в соответствии со средой их обитания. Но пока мы не стремимся к натуралистичности – сосредо-точенность на деталях переводит фокус ребенка на частное и ребенку уже не удается полноценно сосредоточиться на главном – образе. Главенствующий принцип – снача-ла общее, наиболее характерное, и только затем – детали. Упражнения, связанные с первыми уроками зоологии, должны быть выстроены таким образом, чтобы из цветов возникали лишь формы, выражающие что-то типичное, характерное для животного. Сущность вида животного важнее, чем его непосредственный внешний вид. Как птица может летать? Какие элементы в это включены? Какова сущность коровы? Мы должны искать примеры таким способом, чтобы детям стало ясно, как живет животное и в ка-кой среде обитания, его место и задачи в природе. В ходе урока живописи дети анализируют, какими элементами формируется среда обитания животного: холод, тепло, воздух, свет, вода и земля. Например, если мы изображаем осьминога, мы сна-чала опишем подводный мир, в котором он обитает, его характеристики. Наряду с «чи-стыми» цветами дети начинают использовать «земные» цвета и оттенки, поэтому жи-вотные получаются «настоящими», даже если они и не нарисованы натуралистично. Основной живописной техникой остается акварель «по мокрому», для рисования используются восквые карандаши и цветные мелки.