ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 6 КЛАСС

С введением в 6 классе предмета физики дети начинают иначе смотреть на цвета. Если раньше о свойствах цвета дети судили на основе своего душевного восприятия, переживания, наблюдения за окружающим миром, то теперь они познают, что за каждым цветом и взаимодействием цветов стоят физические законы.  С этого момента каждое упражнение в живописи (его простота не имеет значения) вновь становится настолько интересным, будто они делают его впервые. Это новое «приключение», очередная ступенька на пути познания окружающего детей мира. В 6 классе дети начинают изучать минералы. Красота минералов – хрусталя, кварца и многих других и их свойства воспринимать и преломлять свет, сталкивают детей с новой задачей – как их нарисовать? В упражнениях, выполненных акварелью в технике «мокрым по мокрому», можно выражать настроения, но для изображения кристаллических форм они не особенно подходят: из-за увлажненной бумаги будет невозможно получить так необходимый теперь четкий край. Наступает время освоения новой акварельной техники – лессировки. По-другому метод лессировки можно было бы назвать «мокрым по сухому» – лист, на который наносится краска, больше не увлажняется. Краска теперь наносится в строго отведенную область, и четкая граница очень важна. После высыхания, если потребуется усилить тональную насыщенность некоторых областей или скорректировать цветовой оттенок, можно аккуратно нанести поверх первого слоя краски следующий слой той же краской (чтобы усилить цвет), или другой краской (чтобы придать оттенок). Акварельная краска прозрачная, поэтому сквозь новый нанесенный слой будет просвечивать предыдущий слой и получится необходимый оттенок. Поэтому лессировочную технику называют еще и техникой послойной живописи. Техника лессировки достаточна сложна – она требует аккуратности, точности, сосредоточенности, дисциплинированности и, самое главное, терпения – слой за слоем, в четких границах, нужно наносить цвет, дожидаясь полного высыхания каждого предыдущего слоя. Изображение набирает силу шаг за шагом, медленно, постепенно. Поспешность почти неизбежно приводит к таким погрешностям, которые невозможно исправить, и торопливый «платит дважды» – работу приходится начинать заново.

В 6 классе продолжается рисование цветов, деревьев, ландшафтов, природы. Изображения необязательно должны быть реалистичными.

Учение о свете в 6 классе как часть эпохи физики помогает детям создавать образные рисунки, в основе которых лежит наблюдение света и тени – как ложится тень, какие градации имеет, что происходит на границах света и тени. Для таких рисунков предпочтительнее уголь, так как он дает много оттенков, от светло-серого до очень темного. Но также используются и мелки одного достаточно плотного цвета.