АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА». Олег Вальяников

В стихотворении Бориса Пастернака «Рождественская звезда» лирический герой, выступая в роли рассказчика, изображает невероятно торжественный, знаменательный эпизод из священной книги «Евангелие» – Рождение Христа. Он старается максимально ярко передать происходящее: блаженный трепет, благоговение всего живого перед чудом, перед чем-то искренне, бесконечно добрым, готовым простить людям все их грехи, приняв страдание на себя.

Всё стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: первые его строфы повествуют о месте, где родился младенец; далее перед нами восходит образ звезды, словно Божьим гласом предвещающей всему о случившемся; появляются спешащие к вертепу пастухи, вместе с ними идут бестелесные ангелы… Все желают лицезреть Божьего сына.

Начиная читать стихотворение, человек тут же проникается пытливым волнением грядущего, которое создаётся поэтом при помощи, прежде всего, ритма – разностопного амфибрахия, придающего, с другой стороны, некоторую лаконичность. Предложения, в меру распространённые, изобилуют большим количеством существительных – предметов и существ, описываемых в произведении. Даже если прочитать только их, всё равно сложится ясная картина происходящего: зима, ветер, степь, младенец, вертеп, склон, холм… Это говорит о мастерстве и точности Пастернака при создании ключевых образов, помогающих читателю очень ярко проецировать сюжет у себя в со-знании.

Сюжет стихотворения, в свою очередь, опирается на несколько главных слов, вокруг которых автор как бы сосредотачивает свои описания. На удивление, эти слова, почти лишённые эпитетов, простые, но скрашенные сравнениями или олицетворением, как при описании звезды: Самые важные, на мой взгляд, три слова – «младенец», «звезда» и «все». О значении первых двух заявлено в тематике стихотворения, а третье обуславливается тем, что отражает всеобъемлемость случившегося – младенец – «весь сияющий», и – «всё пришедшее после… все мысли веков… все мечты… все миры…»

Важен символический смысл последней строфы. Здесь Б. Пастернак обращает вни-мание читателя на обособленную, не земную, природу чуда, говоря о звезде как о «гостье», отождествляя её в то же время с младенцем и тем самым показывая неразрывность обоих миров.

Таким образом, стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда» можно назвать уникальным. Оно очень объективно рассказывает нам об эпизоде Священного писания, облекая его в такую форму, в которой можно, безусловно, прочувствовать всю красоту и вечность религии как части нашей богатой культуры.

 

СОЧИНЕНИЕ «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО»

ТИХОНОВА АСЯ

В начале лета мы с классом еще сдавали экзамены и получали аттестаты. Последнее мероприятие был наш выпускной вечер, первый и последний в 9-м классе. Сначала была официальная часть, после которой мы все дружно с учителями и родителями отправились в коттедж семьи Давыдовых, где отец семейства уже приготовил стол, сидячие места и музыку. За день до этого я была у Маши в гостях, мы помогали готовить еду. Плейлист составлял Влад, я и Полина. Она, уйдя из нашей школы, все равно приходила к нам, и выпускной мы праздновали вместе. Всем очень понравился наш праздник, особенно учителям. 

После выпускного у нас было около 3-х дней на сборы, и мы всем классом кроме Насти, Лени, Кати и Вани, улетели в Германию. Мой класс ездил туда всего на 10 дней, тогда как я планирую там жить в будущем и ездила учиться. Мой учебный процесс продолжался 5 недель и послужил мне хорошим началом для будущих подвигов. Я попала на эпоху немецкого языка «Поэтика». Мне было и трудно, и интересно, так как я посещала все уроки без исключения. Наша эпоха проходила на старогерманском, и если я не понимала, то все равно была спокойна, значит, не понимали все. Я очень благодарна Господину Прету за то, что он спрашивал с меня не как с иностранки и гостьи школы, а как с рядового ученика. 

Кроме учебы я ездила каждые выходные то в Швейцарию, то в Австрию. Однако по обмену к нам приезжали не только ребята из Юберлингена, где я жила и училась, но и из Касселя. Я сдружилась с одним мальчиком Якобом, к которому также ездила на выходные в Кассель. Меня очень поразило, что менталитет в разных городах Германии отличается, как и в России. 

Я приехала в Ярославль 27 июля, и на отдых у меня не оставалось времени. Меня отвезли в деревню переделывать свою комнату и помогать бабушке с дедушкой. Мои друзья не оставляли меня скучать, и все свободные дни я провела на улице.


СМИРНОВА ПОЛИНА

Лето – это время, когда можно делать все что угодно. Ну почти… По крайней мере, можно выспаться. Чем я собственно и занималась почти все лето. Так как спорт – неотъемлемая часть моей жизни, то, конечно, я каждое утро и каждый вечер бегала с подругой. 

Кроме того, я помогала родителям и ездила в деревню, помогать бабушке сажать овощи для всей семьи.

В августе я побывала в Германии, в лагере. Там я встретила старых друзей и познакомилась с новыми. Нам было весело.

В общем, лето я провела приемлемо.


ЦАРЕВ ДИМА

Я  всё лето был на тренировках. 

В августе ездил в Сочи на сборы команды. В первый день сборов мой друг по команде купил селёдку и не стал её есть, выбросил её, она стала вонять. Там мы тренировались, мне это очень понравилось. 

Мы бегали большие кроссы. Занимались в спортзале и на улице. У нас были силовые тренировки с резинками, мечами, скакалками. 

И наконец мы пошли в школу.

 
СПАССКИЙ ИВАН

Этим летом у меня всё было как обычно. 

Я ездил в деревню пару раз. Там я почти не гулял, а сидел дома за  компом... Хотя и гулял я тоже: с братом, также мы делали рыбку на костре... 

Потом я и мой одноклассник Артём ездили на базу отдыха под Гаврилов-Ямом «Сосновый Бор»... На базе мы много гуляли, говорили о своём, и там было всё классно...

Вообще это лето было не очень классное, были экзамены, которые сильно подорвали мою нервную систему... Лето быстро прошло... Да вообще такое чувство, что лета-то и не было... Но главное, что мы все живы, может, и не здоровы, но живы, поэтому можно сказать, что лето удалось.


СМИРНОВ САША

С 10 июля я уехал в город Коломна, к брату. Там я с братом ездил на велосипеде в город (минут 40 езды). В городе мы заходили в кафе и наливали себе в бутылку фанту бесплатную и уезжали домой. 

На последней неделе я с братом решил поехать за железную дорогу в магазин купить еды и после этого, когда поехали обратно я упал на железные рельсы с велосипеда когда соскочила цепь, после этого мы поехали сразу домой и обработали ногу. В конце недели я успел с братом съездить в Коломну, там мы съездили в магазин телефон купить ему. Через 2 дня я уехал домой готовиться к школе.

 
МАКАРОВА ИРА

Моё лето, как и у всех 9-классников, началось с экзаменов. На это был потрачен почти месяц от моих каникул. А 21 июня мы всем классом отправились в Германию, где провели около 10 дней. Было весело и очень утомляюще. Я, по приходу домой, сразу ложилась спать. Ещё и разница во времени сделала своё дело. Потом нас, наконец, отпустили на каникулы.

Остальная часть лета прошла достаточно спокойно, но и скучно.

Этого лета мне не хватило.


КАРАВАЕВ МИША

Весь июнь у меня был забит поездками. Первую часть июня мы находились в Москве на театральном фестивале, там я получил массу приятных впечатлений, познакомился с большим количеством классных и приятных мне людей.

По-моему мнению, мы показали спектакль лучше всех и поехали довольные домой.

Через несколько дней после этой поездки мы поехали в Карелию, поездка была очень длинной и сложной, в первый день мы не находились там, а выживали, был очень сильный ливень, холодно, но все остальное время была отличная погода, ежедневно мы плыли минимум 7 часов, а бывало, что все 12. В целом устали очень сильно и на конец похода все хотели домой. Весь июль я находился в городе, отдыхал дома, гулял ночами.

В августе я поехал в Никольск, мне там очень понравилось, мы работали, отдыхали, играли, по вечерам слушали лекции и танцевали, этот кусочек лета мне запомнился больше всего.

Летом я в целом очень доволен и оставил от него только положительные впечатления.


ЖАВНЕРЧИК НАСТЯ

В первом месяце этого лета я сдавала экзамены . Сдала хорошо. Сразу после экзамена ко мне приехала Катя Чернышева. Целую неделю мы гуляли по городу, ели мороженое, познакомились с классными ребятами и не спали все ночи.

Во втором месяце я поехала с Белоруссию, в деревню, к своим родственникам (родителям отца). Мы праздновали Ивана Купала с моей подругой. Мы плели венки, зажигали костер, ели шашлыки и веселились. Было очень холодно, но это не помешало нам искупаться. Я познакомилась с новой девочкой, которая вскоре стала моей лучшей подругой. Мы целыми днями гуляли и веселились. 

В августе я приехала в Ярославль. 2 августа мы праздновали с папой день ВДВ, потом папин день рождения. Я встретилась со своими друзьями. В последние дни лета я заболела и лежала дома. Спала. Это лето было не самым интересным, но в то же время незабываемым! Каждое лето для меня незабываемо, но это лето, благодаря Ангелине (моей новой, лучшей подруге), стало великолепным.


ВАСИЛЬЕВА НАСТЯ

Летом 2016 года, в июне месяце, я с классом была в Москве на фестивале вальдорфских школ. С классом мы ставили спектакль «Разбойники» Шиллера. Там было очень круто, ибо мы ночевали в школе и по ночам болтали с Аней и Анной Андреевной. В честь именин Никиты мы кушали торт с пирогом в 12 часов ночи и играли в крокодила. В Москве много классных и странных людей. 

После поездки я приехала обратно в Ярославль и через две недели отправилась  в теннисный лагерь в Геленджик на две недели. Там было жарко так, что Ярославль для меня казался северным полюсом. Там была классная еда, море, корты и друзья. Я там активно общалась с двумя девочками – Катей и Настей. Было очень печально с ними расставаться. После я просто гуляла, тренировалась и много спала.


ЕРМОЛИН ДАНИИЛ

В начале лета мы с классом ездили в Германию. Там мы гуляли, были на острове Майнау. Два раза ходили на «типо» вечеринки, ездили в Швейцарию. Наш класс хорошо сдал экзамены. Мы получили аттестаты. 

На лето у меня была цель – перекрасить свой мотоцикл, и за один месяц у меня это получилось. 

Я был очень рад этому, летом я очень много ездил на машине. В конце августа я попал в аварию на мотоцикле.

 

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ О ГЕРОЯХ ТРАГЕДИИ ЭСХИЛА «АНТИГОНА».
Ася Тихонова

В древней Греции очень многие люди были мудрее наших современников. Ведь чтобы понять древнегреческие пьесы, нужно обладать способностью размышлять, не теряя главной мысли.

Читая «Антигону», которая, как я полагаю, является пока самой трагичной пьесой, прочитанной мной, можно глубоко уйти в себя. Найти там и саму Антигону, и Креонта, и Гемона, и Исмену. Они все в конфликте, и в каждом из них происходит собственный внутренний конфликт.

Антигона живет после смерти братьев ради идеи. Ее идея губительна, но вместе с тем служит божьим законам. В этот момент она не является истинной Антигоной. Она сама себя обманывает, и тем самым отрекается от своей сущности. Но совершив обряд захоронения, она достигла своей цели, и теперь наступает опустошение. Она готовится к смерти. И поборов себя, свои чувства, свои эмоции, она возвращается снова к себе. Теперь ее гложет сожаление о несостоявшемся браке, о своей отстраненной ею сестре и о самой себе. Она только выглядит храброй. На самом деле она боится. Когда ослепление прошло, к ней вернулись разум и чувства. Но исхода этой ситуации уже не изменить.

Креонт также обитает внутри каждого из нас. Он способен отстоять свое мнение, даже если оно негуманно или неуместно. Он царь и не привык повиноваться или менять свои указы на более мягкие. Но в конце трагедии он все же сожалеет о содеянном. Теперь он покинут всеми его родными людьми, и у него есть время подумать и осознать губительную силу царской воли.

Гемон в отличие от своей невесты Антигоны, воспринимающей человека как человека в первую очередь, видит в отце только тирана и даже готов отречься от него, если тот не пощадит Антигону.

Исмена мечется между самосохранением и кровными узами. Она верна сестре до конца, даже когда та отталкивает ее от себя.

Все эти персонажи не свободны в той или иной степени. Они заключены в оковы, будь то идея, власть, страх или разум и чувство долга. ««Антигона» – это царица трагедий, несомненно, больше, чем любая из дошедших до нас трагедий античного мира, полна обещаний. Именно она дает нам на своем языке прошлого уроки самые современные. И самые трудные для точной оценки.»