ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ЧОУ «ШКОЛА-САД НА УЛИЦЕ ВОЛЬНАЯ»

В 2006 году школа-сад участвовала в проведении тестов PISA в России как экспери-ментальная площадка Института теории и истории педагогики РАО РФ. Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) проводятся раз в три года и изучают «компетентности» школьников 15-летнего возраста. В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира. В России исследование PISA проводилось в 210 образовательных учреждениях из 45 регионов и охватило 6154 обучающихся 15-летнего возраста.

Специфика тестирования по программе PISA заключается в том, что учащимся пред-лагаются не типовые учебные задачи, а проблемные ситуации, близкие к реальным.

Следует особо отметить, что исследование PISA направлено не на определение уров-ня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полу-ченные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

По мнению экспертов PISA, обучение в современном мире должно базироваться на ос-новных знаниях по данной дисциплине, но знание нужно уметь использовать в си-туациях, с которым и придется встретиться в жизни.

Исследование PISA 2006 касалось естественнонаучной грамотности учащихся.

ЛИЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Исследование ассистента кафедры педагогических технологий Ярославского
государственного педагогического университета Б. С. Гречина
на соискание кандидатской степени. 2007 год

В результате исследования Б. С. Гречин выявил, что особенности обучения в валь-дорфской школе-сад обеспечивают учащимся сравнительно более высокое развитие волевого потенциала и невербальной креативности, то есть тех качеств личности, которые важны не только для успешного получения профессионального образования, но и для становления человеческой личности.

Особенности преподавания иностранного языка в ярославской вальдорфской школе-сад обеспечивают формирование письменных речевых умений у учащихся на уровне, соответствующих уровню традиционных школ, и сравнительно более высокий уровень умений устной речи. Опыт педагогов ярославской вальдорфской школы в форми-ровании личностных качеств и учебных умений учащихся представляет интерес и за-служивает внимания педагогов-практиков.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата
медицинских наук Ю. А. Гавриловой. 2008 год

Целью научного исследования было выявление особенностей показателей комплекс-ной оценки здоровья детей 7–14 лет. В результате исследования  Ю. А. Гаврилова сделала выводы:

  • У школьников, обучающихся по вальдорфской методике, отсутствуют подъемы забо-леваемости в переломные периоды обучения, соответствующие 1-му и 5-му классам. У детей вальдорфской школы в отличии от школьников других общеобразовательных учебных заведений реже формируется хроническая неинфекционная патология.
  • В переломные периоды обучения ни у кого из вальдорфских школьников не выявлен де-фицит массы тела, формирующейся у части детей контрольной группы. Дети имеют гар-моничное физическое развитие и более высокие значения антропометрических пара-метров.
  • Каждый второй учащийся вальдорфской школы к концу 4-й четверти имеет положи-тельную динамику уровня физического здоровья, в то время как дети других школ демон-cтрируют снижение этого параметра.
  • У школьников вальдорфской школы более экономично работает сердечно-сосудистая система, реже отмечается повышение артериального давления, неблагоприятные ответ-ные реакции на ортостаз* и физическую нагрузку.
  • У учащихся разных школ в 1 классе эмоциональное состояние от начала к концу учебного года существенно не менялось. Однако во втором и третьем классе вальдорфской школы отмечалась его положительная динамика, а в другой общеобразовательной – отрица-тельная. Учащиеся 4–7 классов вальдорфской школы по сравнению с их сверстниками из других школ имеют значительно более низкие показатели всех видов тревожности.

_______________________________________________

* Ортостаз – это способность всех систем организма адекватно реагировать 
на переход в вертикальное положение

 

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Исследовательская работа на соискание докторской степени
кандидата психологических наук, кафедры социологии
университета г. Самары В. А. Дудко. 2011 год.

Психолого-педагогическое исследование было направлено на выявление
уровня морального сознания у учащихся старших классов
(на примере моральных дилемм Л.Колберга)

  • В результате исследования было выявлено, что в Ярославской вальдорфской школе-сад шаблонами оперирует только один человек.
  • 52% учащихся школы-сад способны использовать полученное знание, пересматривать правила и нормы поведения, разрешать противоречия, выделять причинно-следственные связи,определять идеал, избавляться от случайных признаков, осуществлять самоидентификацию личности, в то время как общеобразовательная школа дала результат только 7%.
  • Среди характеристик, отличающих учащихся ярославской вальдорфской школы-сад мож-но назвать:

адаптивность – осознание норм поведения, а также взаимосвязь мыслей и эмоций

конструктивность – умение преодолевать препятствия, осуществлять духовно-нра-вственный выбор в сложных жизненных ситуациях.

 

ВЫПУСКНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ
ВЫБИРАЮТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

24,5% – инженеры, программисты, экономисты, финансисты
14,7% – медики, биологи, дизайнеры ландшафта
38,5% – педагоги, психологи, историки, юристы, журналисты
22,3% – актеры, музыканты, писатели, архитекторы