ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ-САД НА УЛИЦЕ ВОЛЬНАЯ

Наша вальдорфская школа-сад родилась из маленькой педагогической лаборатории при МЖК «Икар». Загадочная аббревиатура МЖК расшифровывается так: Молодежный Жилищный Комплекс – социальное движение, возникшее в Советском Союзе (СССР) в эпоху застоя. Целью МЖК было создание нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Пик активности движения пришелся на годы перестройки – 1984–1991. На волне новых перестроечных веяний молодые родители думали не только о строительстве квартир, но и хотели добрую, свободную школу, в корне отличающуюся от советской школы, в которой учились они. Школу, дающую не только знания, но развивающую личности их детей. Вот и вся идея.

Коллектив педагогической лаборатории, который изучал все возможные альтернативы школе советского образца, собрала в 1990 году учитель английского языка Ирина Андреева. Кроме нее, в лаборатории сотрудничали еще 5 человек – Елена Сакурова, психолог, изучавшая развитие детей с доминирующим правым полушарием, Ирина Новикова, учитель английского языка, разрабатывавшая новые по тем временам технологии интенсивных курсов преподавания иностранных языков, Маргарита Шумилова, молодая мама и будущий юрист, только что закончившая Демидовский университет, занимавшаяся изучением перинатального периода развития малышей, Елена Сергеева, учитель литературы, изучавшая методы работы с дошкольниками, Галина Никитина, менеджер.

Идеей Ирины Андреевой была маленькая авторская школа, где на основе опыта педагогической практики учителя из Москвы Михаила Тимофеевича Какушкина, развивающего детей через рисунок и движение и увлекающегося восточной философией, будут базироваться различные методики преподавания. 

Ирина устраивала интересные деловые поездки, командировки, которые щедро, по тем временам, оплачивал Совет МЖК «Икар» – Вячеслав Прытков, Ольга Седьмова, Сергей Смоленский.

Весной 1990 года в Москве состоялся трехмесячный семинар по ознакомлению с вальдорфской педагогикой, курсы на котором вели педагоги из Швеции, Германии, Дании. И вот, вызывая ироничную улыбку идеолога МЖК «Икар» Виталия Преображенского, звучит, как уже понятно сегодня, судьбоносная фраза: «Как хочется, чтобы в Ярославле была вальдорфская школа!» Но реальная жизнь предоставляла реальные возможности. «Мы не имеем денег на строительство маленькой авторской школы, идите в обычную типовую – и внедряйте там свои методы» – такое предложение поступило от МЖКовцев на одном из заседаний совета.

Летом 1990 года МЖК совместно с педагогической лабораторией проводит первый в Ярославле международный фестиваль различных педагогических технологий. Приезжают учителя из различных школ США, музыкальная детская группа из Тбилиси, Михаил Какушкин со студией детского творчества из Москвы, московский психолог Вера Лосева – фрейдистка. И среди этой пестрой компании – две учительницы из Швеции из вальдорфской школы Святого Георгия города Ярны: преподаватель живописи и художник Лив Марголиус и классный учитель Майя-Стина Линдерстрем. Они ведут мастерскую, знакомившую всех желающих с вальдорфской педагогикой. Дети рисуют с большим наслаждением акварельными красками по мокрому листу и восковыми мелками, у всех посетителей масса вопросов – что за диковинное явление эта вальдорфская педагогика?

Параллельно с учебой и фестивальной деятельностью педагогов лаборатории, для детей и родителей в течение года работала студия выходного дня в маленьком флигеле музыкальной школы на улице Собинова. Туда и пришли первые дети и родители будущей вальдорфской школы.

Таким образом набрался первый класс родителей-энтузиастов, и был положен «камень основы»: 1 октября 1990 года маленькие первоклассники с учителем Ириной Николаевной Андреевой пришли в новую школу, у которой тогда даже помещения своего не было (занимались в маленьком проходном классе городского планетария). Но у педагогов было много сил и любви, чтобы начать долгий путь длиною в неизвестное количество лет.

К 1992 году в школе было уже три класса, наша организация называлась «Международный образовательный Центр». Директором Центра была доцент педагогического университета Мария Петровна Семенцова, а спонсировала нашу деятельность фирма «Яринвест». Даже здание свое начали реставрировать – в старинной усадьбе Серёново рядом с поселком Кузнечиха, которое, к сожалению, так и не стало зданием школы. Частыми гостями в Ярославле становятся вальдорфские учителя – Михаэль Пютц из Германии, Мелвилл Эльвин из Канады,учителя из Кассельской вальдорфской школы. С каждым шагом все больше растет интерес к вальдорфской педагогике.

Параллельно со школой в ноябре 1991 года открылся и первый вальдорфский детский сад. Сад начал свою работу с 5-ю детьми, и не в специально оборудованном помещении, а на обычной квартире. С ноября 1992 года детский сад обосновался в здании детского сада №115, в Брагино. 

И, наконец, после длительных дискуссий, глубоких споров и сомнений, учителя и родители окончательно выбирают вальдорфское направление развития школы. В 1992 году вместе с Майей-Стиной Линдестрём, которая впоследствии стала куратором школы, приезжают опытные педагоги из Швеции, чтобы провести теперь уже более содержательный и длительный по времени семинар по вальдорфской педагогике. Учатся на семинаре педагоги не только Ярославля, но и Ярославской области. Учителя из Ярны, имея большой педагогический опыт, помогали и в дальнейшем строить нелегкий вальдорфский образовательный процесс в России, стараясь никоим образом не нарушить традиций, присущих русской нации и русскому менталитету. Школа не могла быть построена по шведскому или немецкому образцу, она могла жить в России, став только русской вальдорфской школой.

Идея смешения различных педагогических методик, изначально взятая Международным Образовательным центром за основу, противоречила взгляду на человека, принятого в антропологии вальдорфских школ, поэтому в 1993 году школа вышла из его состава. Директором нового образования становится Галина Владимировна Волкова. В очень непростые для нашей страны 90-е годы на ее плечи ложится серьезная и разноплановая работа – школа нуждается в помещениях (на тот момент ее «владениями» были несколько тесных комнат на ул. Полиграфической), школа должна «завоевать» статус общеобразовательного учреждения с правом иметь лицензию на образовательную деятельность, и, конечно же, нужно было продолжать работу по адаптации вальдорфской педагогической системы к российским реалиям жизни и национальному характеру. 

 


В 1995 году школа с радостью поселяется в здании на улице Вольной 8, сюда же пере-езжает из Брагино и детский сад. Таким образом и школа и детский сад объединяются под одной крышей. В 1996 году нам передают в пользование здание на улице Вольная дом 10. Сколько комнат, лестниц, своя столовая! После тесных четырех помещений на Полиграфической – это рай! В школе уже 6 классов, много учителей, и – стоят новые задачи – получение вальдорфского образования педагогами школы. На базе теперь уже не просто школы, а школы-сад, открывается всероссийский периодический семинар по вальдорфской педагогике, который возглавляют опытные классные учителя Колин Янг из США и Йорген Нильсон из Дании. Каждой весной школа-сад принимает в своих стенах до 60-ти педагогов России из различных вальдорфских школ и инициатив. 

В 1999 году мы проходим аттестацию начальной школы, в 2001-м году – старшей ступени. Первые выпускники сдают экзамены на базе школы №43. В школе 27 педагогов и 112 учащихся.

3 декабря 2009 года, в самом расцвете сил, трагично и неожиданно обрывается жизнь директора школы-сад Галины Владимировны Волковой. Галина Владимировна возглавляла школу 14 лет. Благодаря ее таланту организатора, способности к импровизации, умению смело, быстро и творчески решать поставленные задачи, не боясь ответственности за принятые решения, в школе был заложен мощный фундамент для ее дальнейшего развития. Галина Владимировна дала вальдорфскому импульсу возможность осуществиться. Не спрятаться, не затаиться, но проявиться, расцвести. При ее руководстве школа выстояла несколько кризисов, прошла через многие трудности, и никто – ни родители, ни учителя – не опустили руки, не сдались.

В настоящее время школу-сад возглавляет Елена Юрьевна Сергеева, талантливый педагог, организатор, человек удивительной чуткости, работоспособности, настоящий подвижник своего дела. Сегодня школе-сад – 25 лет. И пока она еще очень молода. За «плечами» школы-сад – 10 выпусков. 98% учеников каждого выпуска поступили в различные высшие учебные заведения, и сейчас трудятся в различных сферах бизнеса, культуры, науки, образования. 


Хочется сказать огромное спасибо первым учителям школы-сад: Ирине Андреевой, Галине Волковой, Елене Сакуровой, Елене Сергеевой, Елене Фарбер-Аксеновой, Елене Гладышевой, Маргарите Шумиловой, Людмиле Одеговой, Елене Доброхотовой-Цапаловой, Михаилу Машинцу, Маргарите Гуревич, Владимиру Груздеву, Ирине Светловой, Елене и Валерию Кулаковым, Анжеле Денисовой, Станиславу Разрядову, Ольге Даниловой, Сергею Ромашову, Анне Ховановой, Надежде Ютановой… И всем-всем, кто пришел работать позже, отдавая свой талант и тепло сердца новому поколению детей.