Вальдорфская педагогика в нашей школе-сад

Воспитание и обучение в нашей школе-сад осуществляется по вальдорфской методике. Это одна из экологичных педагогик, основной задачей которой является не только передача знаний детям, но также сохранение их физического и психического здоровья. Главные принципы, способствующих этому – организация воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей и органичный переход из детского сада в школу в пределах одной педагогической системы (в нашем случае детский сад и школа объединены также и общей территорией). Программы детского сада и школы сформированы таким образом, чтобы развивать индивидуальные дарования каждого из детей и их способность к социальному адаптированию. Мы можем претендовать на статус школы с углубленным изучением иностранного языка – изучение двух языков, английского и немецкого, начинается с первого класса, а языковые практики за рубежом позволяют погрузиться в среду изучаемого языка и надежно закрепить полученные знания. Кроме того, в нашей школе-сад в качестве основных дисциплин преподаются предметы эстетического цикла, отсутствующие в программах других школ: театр, хор, музицирование, живопись, рисование форм, лепка и скульптура, ремесло, рукоделие, эвритмия, ботмеровская гимнастика.

Занятия искусством – это не барская прихоть, это – необходимость. Правое полушарие – эмоциональный мозг – является базисом для развития левого полушария – мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность – святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания.

Павел Симонов, российский психофизиолог,
академик РАН, доктор медицинских наук 

Театр
Музицирование и хоровое пение
Рисование и живопись
Рисование форм
Лепка и скульптура
Ремесло и рукоделие
Эвритмия
Ботмеровская гимнастика

Также отличительной составляющей обучения в нашей школе-сад является работа над индивидуальным проектом в старших классах школы и его защита в выпускном классе. Учащиеся через собственный опыт, через наблюдение, глубокое рассмотрение наиболее ярких и значимых явлений (феноменов) в различных областях знаний собирают информацию на определенную тему, анализируют, систематизируют и обобщают ее – это и есть собственно проект. Выпускной проект является итоговым. Это яркий образ того, чему научился человек в школе, а защита проекта – это реальный экзамен на личностную зрелость. Очень часто работа над выпускным проектом оказывает существенную помощь учащемуся в выборе будущей профессии.

Выпускной проект

Следует отметить, что вальдорфская методика воспитания и обучения детей предполагает тесное сотрудничество родителей, педагогов и воспитателей. Чтобы воспитание и обучение было успешным, они должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии. Родители непременно участвуют в управлении нашей школой-сад, в воспи-тательном и образовательном процессе. Совместно с родителями проводятся праздники, походы, осуществляются поездки. Постоянный диалог с родителями делает школу-сад не просто воспитательно-образовательным учреждением, но местом полно-ценной жизни и культурным пространством.