ПРЕПОДАВАНИЕ ЭПОХАМИ, ГЛАВНЫЙ УРОК

В вальдорфской школе изложение предметного материала происходит большими учеб-ными периодами, которые принято называть ЭПОХАМИ.

Термин «эпоха» выбран не случайно. В переводе с древнегреческого «эпоха» – «за-держка, остановка в счете времени, значительный момент». В более традиционном смысле «эпоха» – это «достаточно длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям». Как же это относится к изложению учебного материала в вальдорфской школе? Эпоха в вальдорфской школе означает, что на про-тяжении трех-четырех недель каждый день на главном уроке* изучается одна тема по одному предмету, например электричество в физике. Это дает возможность учащемуся достаточно глубоко «погрузиться»в изучаемый материал. Таким образом учащийся не получает поверхностных, разрозненных знаний сразу по многим предметам, не успевая их закрепить в своем сознании, а получает сконцентрированно знания по одному изу-чаемому предмету и одной теме. У него достаточно времени основательно осмыслить материал, прочувствовать, закрепить повторением и опытом. По завершении опреде-ленной темы по одному предмету, начинается следующая эпоха по другому предмету, и так эпохи сменяют друг друга в течение года. Преподавание по эпохам ведется с 1 по 11 класс. К основным предметам, преподаваемым эпохами, относятся математика, русский язык, история, география, физика, химия.  

Между эпохами одного предмета проходит достаточно много времени, и учащиеся как бы забывают материал, переходя к другому предмету и полностью погрузившись в изучаемую по этому предмету тему. Но это не так. На самом деле забываются только поверхностные факты и знания. Процесс «забывания» является частью процесса усвоения материала, сортировки фактов в зависимости от их истинной значимости.

Эпохами преподаются не все предметы. Если предмет требует постоянного упраж-нения, он преподается непрерывно. Например, иностранные языки, музыка, рукоделие, тренировочные уроки математики и русского языка проходят после главного урока, имея привычный временной интервал в 45 минут, повторяясь несколько раз в неделю.

 

_______________________________________________________________

* Главный урок – особым образом выстроенный первый урок дня продолжительностью 
полтора часа. Урок состоит из трех частей: 

 
  1. Ритмическая часть – музыкальные, речевые, счетные и другие упражнения, направленные на развитие образности и выразительности речи, на актива-цию и мобилизацию сил учащегося на учебную работу;
  2. Основная, предметная часть – изучение, повторение и закрепление мате-риала по предмету, соответствующему идущей эпохе, работа с учебными тетрадями;
  3. Завершающая часть – устный рассказ учителя, в котором рассматривается взаимосвязь изучаемого материала с жизнедеятельностью людей, окружа-ющего мира. Также в завершающей части может быть устная работа уча-щихся, чтение. В средних и старших классах в это время демонстрируются эксперименты или же детально описываются конкретные исторические со-бытия или факты в той или иной сфере науки.

Таким образом, смена деятельности во время главного урока – переход от ритми-ческой части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее  – к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспе-риментов – избавляет от перегрузки детей учащихся и способствует лучшему усвоению материала.