ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД ОТ 14 ЛЕТ ДО 21 ГОДА

Основной акцент в этот период делается на обучение через развитие мышления, воспи-тание через идеал. 

К 14 годам, к моменту полового созревания, у детей начинает развиваться самостоя-тельное мышление, творческий подход к решению задач, возрастает интеллектуальная активность. Когда они были помладше, им было гораздо удобнее иметь дело с конкрет-ными фактами, а теперь, став подростками, они проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Размышляя, они уже могут «расчленять мир на атомы», а потом воссоединять его в единое, «разумное» целое, и нередко «по своим» правилам, не имеющим под собой реальной основы, на уровне: «Давайте предположим, просто ради обсуждения, что…». Формируется способ-ность формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Педагогу в этот момент очень важно поддержать подростка, позволить ему «шагнуть» за границу норм и правил, так как мыслительные эксперименты такого рода развивают способность творчески, вариа-тивно подходить к решению жизненных задач, а в научной сфере – совершать новые открытия. Главная задача педагога – создание образовательного пространства, макси-мально содействующего развитию мышления учащихся. Они не только должны по-лучать знания, но и иметь возможность для эксперимента по созданию собственных моделей явлений, ситуаций, от микромира до вселенной. Эти модели могут быть совер-шенно реальными, могут «иметь надежду» быть реализованными в будущем, а могут и не иметь ничего общего с реальностью. Одной из задач обучения в этот период явля-ется формирование у учащихся способности переходить от одного способа мышления к другому в процессе решения задач. Расширяется круг общеобразовательных предме-тов, в изучении которых также зачастую задействуются разные типы мышления. Напри-мер, изучение алгебры предполагает способность оперировать исключительно симво-лами, на уроках литературы подростки учатся выделять «замысел автора», что предпо-лагает возможность абстрагироваться от текста как от такового.

Данный возрастной период характеризуется также тем, что у подростков меняется пред-ставление о себе – они начинают чувствовать себя взрослыми и стремиться быть взрослыми. Это влечет за собой переориентацию с одних норм и ценностей на другие – а именно на те, которые, с их точки зрения, наиболее соответствуют понятию «взро-слости». Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщаться к некоторым сторонам их жизни и деятельности. Именно в этот период в подростках закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок личности. Возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе, желание адекватно оценивать и корректировать свои поступки. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростков обусловливает пе-реход к сознательному выбору нравственного идеала, к формированию собственного взгляда на мир и определения в нем. Психологическая потребность в идеале удовле-творяется разными путями. В одних случаях это происходит за счет выбора кон-кретного, реально действующего образа для подражания, в других – это абстрактный образ, который имеет собранный характер. Важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, по-ступки. Так, например, подросток видит человека, часто помогающего другим, и у него возникает желание быть на него похожим.

Идеалы играют значительную роль в процессе самовоспитания подростков. Важнейшая задача педагогов в этот период – поддерживать в них стремление к самосовершен-ствованию, разумно и ненавязчиво, учитывая уязвимость подростков к восприятию оценки и критики, помогать в поиске идеала, в осознании настоящих нравственных цен-ностей и разработке «средств» для достижения поставленных целей. 



Как пример самовоспитания – история Бенджамина Франклина:

На определенном этапе своей жизни Бенджамин Франклин нaчaл убеждaться, что искренность и честность в отношениях между людьми имеют громaдное знaчение для счaстья жизни. Но на практике он убедился в том, что быть по-стоянно нравственным человеком не так-то легко – «в то время кaк мое внимa-ние было зaнято тем, кaк бы избежaть одной ошибки, я чaсто неожидaнно совершaл другую» – пишет он в своей автобиографии. Тогда он выделил три-надцать добродетелей, к которым стоит стремиться – воздержание, молчание, порядок, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справед-ливость, умеренность, чистота, спокойствие, целомудренность, скромность. Чтобы вырaботaть нaвык во всех этих добродетелях, он решил не рaзбрa-сывaться в погоне зa всеми срaзу, но в течение определенного времени сосредоточивaть внимaние только нa одной добродетели, и по мере овладения ею переходить к другой и тaк дaлее, покa, нaконец, все тринaдцaть добро-детелей не будут освоены. «Я зaвел книжечку, в которой выделил для кaждой добродетели по стрaнице. Кaждую стрaницу я рaзлиновaл крaсными черни-лaми тaк, что получилось семь столбиков по числу дней недели; кaждый столбик отмечaлся нaчaльными буквaми соответствующего дня недели. Зaтем я провел тринaдцaть горизонтaльных линий и обознaчил нaчaло кaждой строки первыми буквaми нaзвaния одной из добродетелей. Тaким обрaзом, нa кaждой строке в соответствующем столбике я мог по нaдлежaщей проверке отмечaть мaленькой черной точкой кaждый случaй нaрушения соответствующей добро-детели в течение того дня». Нетрудно предположить, что поначалу в книжечке все было черным-черно от точек... В своей автобиографии он писал: «У меня ушли многие годы, прежде чем мне удалось сохранить эти клеточки напротив каждой добродетели пустыми... 

Как пример самовоспитания – история Ника Вуйчича:

Фантастическая сила духа, огромное желание жить и ощущение благодарности за все, что у него есть... Вот каким является, на самом деле, Ник Вуйчич, биография которого трогает до глубины души. Этот человек известен своей волей к победе, способностью преодолевать трудности, а также физическими недостатками, которые могли бы сломать жизнь любому. Однако он не только не сдается, но еще и помогает людям всего земного шара поверить в свои силы, развивая Богом данный ему потенциал.