ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ

Основной акцент в этот период делается на обучение через развитие чувств, воспи-тание через авторитет учителя. 

К семи годам ребенок начинает чувствовать свои возросшие возможности благодаря тому, что силы, которые были направлены на формирование тела в дошкольном возрасте (дошкольный период, как никакой другой, характеризуется чрезвычайно ин-тенсивным ростом и развитием детского организма), частично высвободились. Ребенок теряет интерес к недавно привлекавшей его деятельности, которая в основном стро-илась на подражании взрослым, ему хочется чего-то нового, а это означает, что он готов к переменам – в этом и заключается смысл готовности в школе. Дети этого возраста очень эмоциональные, живые, любознательные. Они стремятся узнать новое от других, но также поделиться и своими «открытиями». Они очень отзывчивы к воспитательным влияниям, поэтому большое значение в этот период имеет авторитет учителя. Личностные качества классного учителя влияют на эмоциональное состояние детей в этом возрасте и их мотивацию к учебе. Учителем должен быть человек высоких нравственных принципов, не просто дающий детям определенный набор знаний, но вну-шающий им доверие и надежность. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, которую создает такой учитель, позитивно настраивает детей, вдохновляет, активирует их естественную потребность в познании окружающего мира.

Развитие детей этого возрастного периода в большей степени ориентировано на чувства, а чувства требуют упорядочивания, поэтому серьезный акцент делается на во-спитание эмоций. Чувства хорошо воспитываются через занятия искусством (живопись, театральное искусство, лепка) и разными видами ремесла (вязание, вышивка, шитье, гончарное дело, работа с камнем, деревом). Творческая самостоятельная работа по-зволяет детям проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность их самореализации. Задача педагога – не только передать некоторую сумму знаний и практических навыков, а создать благоприятные условия для развития ребенка в процессе обучения, направить на активное познание окружающего мира. Главное внимание педагог уделяет развитию способности у детей видеть и во-спринимать прекрасное в природе, искусстве, человеческих взаимоотношениях и за-мечать его в непосредственном окружении. Развитие этой способности помогает становлению в детях творческой природы и нравственных качеств – честности, до-брожелательности, душевной красоты, культуры поведения.

В изучении естественных наук на этом возрастном этапе используется фено-менологический подход – дети внимательно, точно наблюдают природное явление – феномен (для этого ставят эксперимент, повторяющий как можно точнее это природное явление), самостоятельно описывают его, затем анализируют, выдвигают гипотезы, объясняющие это явление, и только после этого знакомятся с теорией, объясняющей этот феномен с точки зрения науки. В физике экспериментируют со звуками, призма-тическими цветами, тепловыми явлениями; в химии – с горением, разложением из-вестняка; в биологии – наблюдают за растениями и животными; в физиологии и ана-томии – за собственным телом. В изучении точных наук, таких, например, как ма-тематика, используется образный подход, то есть в изложении учебного материала применяется творческий пересказ, иллюстрирование, инсценировка.