Июль 2016. КАВКАЗСКО-ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Первая в своем роде армяно-грузинско-русско-украинская встреча учителей вальдорфских школ стала уникальным событием. Это была прекрасная возможность рассмотреть, какие задачи возникают перед вальдорфскими школами в современную эпоху, и в особенности перед школами на постсоветском пространстве. Этому способствовали лекции Михаэля Цеха, в которых рассматривался процесс индивидуализации, и как этот процесс можно и нужно сопровождать в старших классах вальдорфской школы. Эти вопросы рассматривались и в связи с наследием XX века. Становится понятным, что говорить о задачах старшей ступени вальдорфской школы следует не в общем, а в контексте современности. Чтобы лучше понять современность, нужно видеть путь, по которому мы пришли ней. И здесь огромную помощь оказали лекции Маркуса Остерридера. Они стали всеобъемлющим историческим рассмотрением импульсов, которые  действовали на территории стран-участниц и не только.

Во второй половине дня была возможность через искусства прикоснуться к различным культурам в художественных группах. И еще — в рабочих группах была проведена работа по подготовке проектов, которые, если получат свое развитие, станут замечательными плодами этой встречи.
Встреча показала, что можно налаживать отношения между странами, которые на политическом уровне находятся в конфликтах. И если политикам не удается, а может они просто не заинтересованы, эти конфликты уладить, то вальдорфское движение в этих странах может создать противовес, а именно, выстраивание чисто человеческих отношений. И это могло бы стать пусть маленьким, скромным шагом в подготовке 6-й культурной эпохи, в которой стираются различия между национальностями.
В целом, встреча оставила ощущения наполненности и завершенности. Очень важная встреча! На мой взгляд этот росток стоит сберечь дать ему возможность вырасти. Тогда это станет тем сильным импульсом, который вальдорфское движение наших стран сможет привнести в налаживание отношений между странами.





31.07.2016 Сергей Шпрингер